Главная\Методичка\Элективные курсы\ Учитель Благодарева А.В. "Психология современной семьи" Пояснительная записка В начале XXI века возникла объективная необходимость серьезной модернизации школьного образования. В России, где строится рыночная экономика и правовое государство, на первое место должен быть поставлен человек, обладающий свободой и личной ответственностью как гражданин и семьянин. Предлагаемая программа «Психология современной семьи» направлена на формирование у старшеклассников культуры брачно-семейных отношений, на становление у них адекватных семейных ценностей, отношений, поведения. Цели курса: - сформировать у старшеклассников систему представлений об истинных семейных ценностях; - познакомить с основами семейной педагогики и психологии; - сформировать представления о социальной сущности семьи, ее предназначении в жизнедеятельности человека. Задачи: - повысить самосознание старшеклассников, в том числе в области интимных, семейных отношений; - познакомить их с сущностью семейного благополучия, с хозяйственно-бытовой сферой семьи; - развить у старшеклассников навыки конструктивного взаимодействия с противоположным полом; - выработать каждому старшекласснику условия собственного семейного благополучия. Учебно-тематический план (8 часов)
Содержание тем программы Тема 1. Социальная сущность, предназначение семьи. Социальная сущность современной семьи. Социальные и тендерные роли в семье. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств. Особенности брачно-семейных представлений у современной молодежи. Тема 2. Педагогика и психология семейных отношений. Родители и дети: особенности взаимодействия в семье. Подготовка к семейной жизни. Хозяйственно-бытовая сфера и ее значение в семейной жизни. Характеристика и особенности отношений юношей и девушек к жизни в собственной семье. Тема 3. Психология воспитания и пол. Психологические аспекты, сущность и слагаемые полового воспитания. Характеристика и особенности эталонов мужественности и женственности. Половое воспитание в семье: проблемы и возможности. Тема 4. Семья-школа-семья. Значение и возможности педагогического союза семьи и школы в подготовке старшеклассников к успешной семейной жизни. Характеристика неблагополучных в воспитательном плане семейных союзов. Формы и методы организации совместной с семьей педагогической деятельности по формированию будущих семьянинов. Тема 5. Слагаемые будущего счастья. Сущность семейного благополучия и подготовка юношей и девушек к семейной жизни. Социальный смысл благополучия семьи. Разводы, их причины и следствия. Проблема стабильности семьи. Сюжетно-ролевая игра «Жених и невеста». Тема 6. Психология предбрачного ухаживания. Предбрачное ухаживание и его роль в благополучии семьи. Основные функции предбрачного ухаживания. Проблемы вынужденных браков. Личностный смысл свадебного торжества. Сюжетно-ролевая игра «Золушка и принц». Тема 7. Противоречия и перспективы адаптации в семье. Нравственно-психологический смысл взаимной адаптации супругов. Психологическая сущность супружеской адаптации. Социально-психологические особенности первичной адаптации. Стадии семейной жизни. Сюжетно-ролевая игра «Семья после работы». Тема 8. Тренинговое занятие «Мое семейное благополучие». Проигрывание тематических ситуаций и их обсуждение. Подведение итогов курса. Процедура «Условия семейного благополучия». Литература 1. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии. — М.; Воронеж, 2004. 2. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни: Учебно- практическое пособие. - М., 2005.
3. Малкина-Пых. Кризисы подросткового возраста. - М., 2004. 4. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - М., 2004. 5. Основы психологии семьи/ Уч. ред. Посысоева Н.Н. - М., 2004. 6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М„ 2004 7. Программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школьников. - Воронеж: ВОИПКРО, 2004. Главная\Методичка\Элективные курсы\
|