Главная\Методичка\Элективные курсы\


Учитель Благодарева А.В. "Психология современной семьи"

Пояснительная записка

В начале XXI века возникла объективная необходимость серьезной модернизации школьного образования. В России, где строится рыночная экономика и правовое государство, на первое место должен быть постав­лен человек, обладающий свободой и личной ответственностью как граж­данин и семьянин.

Предлагаемая программа «Психология современной семьи» направ­лена на формирование у старшеклассников культуры брачно-семейных отношений, на становление у них адекватных семейных ценностей, отно­шений, поведения.

Цели курса:

- сформировать у старшеклассников систему представлений об ис­тинных семейных ценностях;

- познакомить с основами семейной педагогики и психологии;

- сформировать представления о социальной сущности семьи, ее предназначении в жизнедеятельности человека.

Задачи:

-  повысить самосознание старшеклассников, в том числе в области интимных, семейных отношений;

-  познакомить их с сущностью семейного благополучия, с хозяйственно-бытовой сферой семьи;

-  развить у старшеклассников навыки конструктивного взаимодействия с противоположным полом;

-  выработать каждому старшекласснику условия собственного семейного благополучия.  

Учебно-тематический план (8 часов) 

№ П/п

Наименование тем

Количество часов

всего

лекции

диагностика

тренинг

Ролевая игра

1.

Социальная сущность, предназначение семьи

1

1

 

 

 

2.

Педагогика и психология семейных отношений

1

0,5

0,5

 

 

3.

Психология воспитания и пол

1

0,5

0,5

 

 

4.

Семья – школа - семья

1

1

 

 

 

5.

Слагаемые будущего счастья

1

 

 

 

1

6.

Психология предбрачного ухаживания

1

0,5

 

 

0,5

7.

Противоречия и перспективы адаптации в семье

1

 

 

 

1

8.

Мое семейное благополучие

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание тем программы 

Тема 1. Социальная сущность, предназначение семьи.

Социальная сущность современной семьи. Социальные и тендерные роли в семье. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств. Особенности брачно-семейных представлений у современ­ной молодежи.

Тема 2. Педагогика и психология семейных отношений.

Родители и дети: особенности взаимодействия в семье. Подготовка к семейной жизни. Хозяйственно-бытовая сфера и ее значение в семейной жизни. Характеристика и особенности отношений юношей и девушек к жизни в собственной семье.

Тема 3. Психология воспитания и пол.

Психологические аспекты, сущность и слагаемые полового воспита­ния. Характеристика и особенности эталонов мужественности и женст­венности. Половое воспитание в семье: проблемы и возможности.

Тема 4. Семья-школа-семья.

Значение и возможности педагогического союза семьи и школы в подготовке старшеклассников к успешной семейной жизни. Характери­стика неблагополучных в воспитательном плане семейных союзов. Формы и методы организации совместной с семьей педагогической деятельности по формированию будущих семьянинов.

Тема 5. Слагаемые будущего счастья.

Сущность семейного благополучия и подготовка юношей и девушек к семейной жизни. Социальный смысл благополучия семьи. Разводы, их причины и следствия. Проблема стабильности семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Жених и невеста».

Тема 6. Психология предбрачного ухаживания.

Предбрачное ухаживание и его роль в благополучии семьи. Основ­ные функции предбрачного ухаживания. Проблемы вынужденных браков. Личностный смысл свадебного торжества.

Сюжетно-ролевая игра «Золушка и принц».

 Тема 7. Противоречия и перспективы адаптации в семье.

Нравственно-психологический смысл взаимной адаптации супругов. Психологическая сущность супружеской адаптации. Социально-психологические особенности первичной адаптации. Стадии семейной жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Семья после работы».

Тема 8. Тренинговое занятие «Мое семейное благополучие».

Проигрывание тематических ситуаций и их обсуждение. Подведение итогов курса.

Процедура «Условия семейного благополучия».

Литература

1.     Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии. — М.; Воронеж, 2004.

2.     Дымнова   Т.    И.    Психология   семейного   образа   жизни:    Учебно- практическое пособие. - М., 2005.

 

3.       Малкина-Пых. Кризисы подросткового возраста. - М., 2004.

4.       Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - М., 2004.

5.       Основы психологии семьи/ Уч. ред. Посысоева Н.Н. - М., 2004.

6.       Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М„ 2004

7.    Программы элективных курсов по предпрофильной подготовке школь­ников. - Воронеж: ВОИПКРО, 2004. 


Главная\Методичка\Элективные курсы\

 



Хостинг от uCoz