Главная\методичка\разработки уроков


 

Интегрированный урок биологии и математики.

Айметова Т.А., Ворсинова Т.А.
"Строгие числа в живой природе."
8,9 класс.


Цель урока:
расширить кругозор знаний о строении организма человека и по общим законам биологии;
отрабатывать умения выполнять действия с числами в различных ситуациях.

Задачи урока:
Развивать умения применять и обобщать полученные знания
Развивать интерес к предметам естественно – научного цикла
Прививать интерес к предметам на основе связи с жизнью и практикой.

Ход урока:

I. Сообщение: «История создания числа».
Память человечества не сохранила, не донесла до нас имя изобретателя колеса или гончарного круга. Это и неудивительно: более 10 тыс. лет прошло с тех пор, как люди всерьёз занялись земледелием, скотоводством и производством простейших товаров. Назвать же имя гения, впервые задавшегося вопросом "сколько?", тем более, невозможно.

В каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, потребность в счёте возникла так же естественно, как и потребность в добывании огня. Об этом свидетельствуют находки археологов на стоянках первобытных людей. Например, в 1937 г. в Вестонице (Моравия) на месте одной из таких стоянок найдена волчья кость с 55 глубокими зарубками. Позже в других местах учёные находили столь же древние каменные предметы с точками и чёрточками , сгруппированными по три или по пять. Такая система записи чисел называется единичной, так как любое число в ней образуется путём повторения одного знака, символизирующего единицу.

Единичная система счисления первобытных людей, рисовавших палочки на стенах пещеры или делавших зарубки на костях животных и ветках деревьев, не забыта и в наши дни. Как узнать, на каком курсе учится курсант военного училища? Сосчитайте, сколько полосок нашито на рукаве его мундира. О количестве самолётов противника, сбитых асом в воздушных боях, говорит число звёздочек, нарисованных на фюзеляже его самолёта.

Любопытно отметить, что у многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ - вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

С развитием алгебры, уже при решении линейных уравнений с одним неизвестным, возникает необходимость в отрицательных числах. Еще до нашей эры их стали употреблять китайские математики. Широко использовали отрицательные числа и индийские математики (Брахмагупта, VII в.). Замечательным достижением индийских математиков было введение понятия нуля и знака для него, что позволило им создать десятичную систему записи натуральных чисел и разработать правила операций над записанными так числами. Эту запись чисел стали применять математики многих восточных стран, откуда она попала в Европу.

В XV в. самаркандский ученый ал-Каши ввел десятичные дроби. Это нововведение оставалось неизвестным европейским математикам.

Постепенно складывалось представление о бесконечности множества натуральных чисел. В 3веке до н.э. Архимед разработал систему обозначения чисел вплоть до такого громадного числа, как 10^8000.

Наряду с натуральными числами применяли дроби-числа, составленные из целого числа долей единицы. Множества натуральных чисел и дробей было достаточно, чтобы выразить результат любого измерения. Долгое время полагали, что результат измерения всегда выражается или в виде натурального числа, или в виде отношения двух таких чисел, т.е. дроби. Древнегреческий философ и математик Пифагор учил, что ".элементы чисел являются элементами всех вещей и весь мир в целом является гармонией и числом".

Биолог: Числа для живой природы играют большую роль, например продолжительность жизни живых организмов выражается в числах: ель обыкновенная живет 1200 лет, кошка – 10-12 лет. Ребята назовите продолжительность жизни каких растений и животных вы знаете.

Математик: Мы изучали с вами понятие процента. Что называется процентом? Как найти процент от числа? Это правило мы применим для решения биологической задачи.

Биолог: Задача №1

В состав человеческого организма входит:

65% кислорода,

18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора.

Вычислите массу этих элементов в вашем организме.

Сравните массу этих элементов в вашем организме с другими ребятами.

Математик: Ребята в 6 классе мы с вами изучали понятие пропорции и решение задач с помощью пропорции.

Это мы сейчас применим при решении биологической задачи.

Задача №2

Содержание железа в организме

Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г.

Вычислите массу железа в вашем организме.

Биолог: недостаток железа в крови приводит к заболеванию – анемия. С понятием здоровье тесно связано понятие красота.

Красота человеческого тела воспринимается не только размерами и формами, но и пропорциями отдельных частей тела.

Еще с древности люди заметили, что длина отдельных частей тела соотносится к длине других частей тела, например:

Длина лица равна длине кисти руки.

Длина стопы примерно равна длине предплечья.

Сумма длин обеих ног равна расстоянию между кистями, разведенных в стороны рук.

Длина носа равна длине уха.

Задача №3

Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища. Вычислите длину своего кишечника.

Математик: ребята на уроках математики мы много изучаем формул. Давайте вспомним как вычисляют по формулам?

Вычисления по формулам можно применить для определения средних физиологических показателей. Например для определения давления, жизненной емкости легких, нормальную массу тела.

Биолог: Прежде чем вычислить давление по формуле, вспомним:

Что такое давление?

Что такое систола?

Что такое диастола?

Задача №4

Вычислите артериальное давление по формуле:

АД(сис) = 1,7*возраст+83

АД(диас) = 1,6*возраст+42

Что такое жизненная емкость легких?

Задача №5

Рассчитать жизненную емкость легких по формуле:

Мальчики 13-16 лет

ЖЕЛ=(рост*0,052) – (возраст*0,022)-4,2

Девочки 8-16 лет

ЖЕЛ=(рост*0,041)-(возраст*0,018)-3,7

Задача №6

Вычислить нормальную массу тела, соответствующую возрасту:

М=60+0,75(Р-180)+(В-20):4

М – масса тела в кг

Р – рост в см

В – возраст в годах

Биолог: Организм человека как и любой другой организм не может существовать без взаимодействия с другими организмами. Самые тесные связи в природе – это пищевые связи. Такие связи отражаются правилом экологической пирамиды:

Биомасса каждого последующего пищевого уровня уменьшается
приблизительно в 10 раз.

Математик: На основании правила экологической пирамиды решите задачу:

Задача №7

Сколько нужно планктона ,чтобы вырос в море дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид:

Планктон - нехищные рыбы - хищные рыбы – дельфин

Вычислить массу планктона, чтобы вырос дельфин.

Задача №8

Определить сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид:

Зерно злаков – мышь полевая – хорь – филин

Для справки: мышь – 100 г

Хорек – 0,5 кг

Математик: Ребята, как находится среднее арифметическое? Давайте применим это правило для решения биологической задачи.

Задача №9

На небольшом кустике сирени были измерены листья

5 листьев по 9 см

10…………по 8 см

15……….. по 7,5

50……….. по 7

30 ……….по 6,5

15………. по 6

5………… по 5,5

• Вычислить среднее значение длины листа.

• Сколько процентов листьев соответствует среднему значению.

Биолог: задача – шутка

У новорожденного длина тела составляет в среднем около 50 см. за первые 10 лет рост ребенка достигает 130 см. какой будет рост в 20 лет

Будьте внимательны при решении задач, необходимо знать законы биологии.

II.Рефлексия

Продолжите предложение:

Я узнал новое на уроке…

Я научился…

Мне это нужно…

III.Домашнее задание:

Вычислить свой предполагаемый рост по формуле.

Дс = 0,54*(ДО + Дм ) – 4,5

Дд = 0,51*(До + Дм) – 7,5

Дс – длина тела сына

Дд – длина тела дочери

До – длина тела отца

Дм – длина тела матери.

 

Скачать разработку урока +презентация


Главная\методичка\разработки уроков

 

Хостинг от uCoz